ГлавнаяТренер тренеру → 3. Искусство тренерской работы

3. Искусство тренерской работы

            Авторы -   Елизавета Сосина и Павел Гойхман

                    Заслуженные тренера   БССР и СССР

------------------------------------------------------

                         ТРЕНЕР И ЕГО РАБОТА         1

2. Какие моменты  важны для мышления тренера2

  3. В чем проявляется педагогическое умение тренера?!

3  Для любого человека состояние  настроения  является  фактором, побуждающим к действиям с определенным  уровнем качества выполнения.

Тренеру,  создавая прием или  задание,   следует уметь свои мысли переводить на  язык  упражнений. Успех, зависит от того, как  словесно преподнесешь задуманное.

Оно зависит от артикуляции, дикции, тональности, выразительности, перепада  звучания по силе, смысловых  оттенков,  передаваемые спортсмену. Нельзя раздраженно повышать голос, когда тебя не понимают с первого слова, делать недовольное  лицо.

Состояние психики спортсмена надо регулировать произносимыми словами  и этим создавать настроение,  побуждать  к  активности. К  каждому  слову  надо относиться серьезно, специально заранее обдумывая, как  его выразить по смыслу, тональности. Придется раз от раза  учитывать, насколько эффективно реализована твоя информация.

 Сколько    вложит  тренер через  контакты своей мыслительной  энергии,  столько  и получает в  движениях от спортсмена!

 Важно создать такие  условия нагрузок, когда  с каждым повторением, с каждым очередным приемом удается продолжать совершенствовать происходящее, а не  многократно повторять одно и то же,  превращая   тренировку  в серию механических движений  ради нагрузок вообще.

 Обычно  тренера   тратят   много времени для того, что бы подробно объяснить, обосновать,  как надо делать, а   затем просят   ученика выполнить сказанное им.

 

4. ЗНАЧЕНИЕ  ХАРАКТЕРА    ПРИЕМОВ ТРЕНИРОВКИ

1.  Как  создавать более   надежный  прием?!

 Возрастание   надежности  каждого  тренерского  приема не зависит  от  увеличения  количества однообразных повторений. Нагрузка  в своих  влияниях   и    расходах   организма  должна  быть  оправданной  полученными  результатами. Надежность    приема   оправдана, когда удается,  при минимальном количестве  действий   получить  наибольший  эффект!

  5. О  каких  технологиях   конкретно  идет речь 4

5

6. В чем особенности тренировки  спортсмена            имеющего  результаты

 

Уровень высоты ими достигаемой  зависят   от  состояния фактической готовности  спортсмена на конкретный момент этого времени.

В это время  в организме происходит значительная перестройка функциональных  уровней на более высокие ступени.

Надо  «бояться»  тех моментов, когда появляются  длительные задержки на вершине  получаемых  спортивных результатов. В организм могут начаться  внешне незаметные процессы  истощения жизненной энергии.

Если продолжать еще и интенсивно нагружать, то падение состояния  тренированности  спортсмена, может оказаться   неожиданным и очень  глубоким.

 В этот момент  желательно планировать  уменьшение однообразных упражнений. Тренером  предлагается более широкий  спектр,  средств. Поэтому удается на качественном уровне поддерживать  достигнутое организмом состояние функциональной готовности спортсмена. 

 Это не уход  напряжений вниз, а переключение  их на сопутствующую, как бы фоновую нагрузку, которая в этот период позволяет накопить большую силу энергии. В момент   снижения уровня напряжений,  функциональные процессы так же продолжают действовать энергично, закрепляя все достигнутое.

 Ее  следующая вершина  будет  выше, хотя окажется  короче  во  времени.  Каждая  очередная волна, в идеале будет нарастать,  достигая большую или меньшую, продолжительную или более короткую  /по горизонтали/,  вершину степени нагрузок. Возрастания величины  волны   обеспечивается плотностью  и интенсивностью  предлагаемых  напряжений. 

Какая  это  программа?

 Пожалуй, оптимальной будет  стратегия  тренировки, когда на имеющемся фундаменте добавляют более совершенные задания. Нового  ничего не бывает, есть только усовершенствованное старое.

 Так же известно, что на   каждом  этапе мастерства состояние спортсмена  меняется. Самое сильное, может стать самым слабым, если его не во время  применять.

 Мышцы, которые прошли специфичный  этап предыдущего тренинга, на  повторные   по смыслу  и характеру нагрузки реагируют   с трудом.  

 Возникают условия, когда, несмотря на увеличение общих объемов, ситуацию можно оценить, как бы топтание на месте. Ситуация устаревающих нагрузок опасна для психологии спортсмена, когда задержка на достигнутом показателе  дает повод для возникновения пораженческих настроений, ослабляет  мотивацию. Состояние  функциональных ответов  в такие периоды можно оценить,  как «информационный завал».

Их  надо изменением параметров характера усилий, напряжений, вывести на  качественно  новый,  функциональный уровень.  Тем  самым создать лучшие двигательные реакции.

      

Выбирать  для нагрузок следует  те задания, которые явно дают быстрый эффект, тогда их  целесообразно применять в большем объеме.

 Желательно делать то, что получается хорошо, когда организм молниеносно воспринимает  такую нагрузку.  Тренер по сиюминутному поведению, реакциям и настроению  спортсмена может точно    принять необходимое  очередное решение о степени последующих напряжений.

 Сравнивая все предлагаемые  напряжения только в цифрах, количестве, трудно угадать  нужное для эффекта положительного воздействия.

 Вначале в небольших дозах,   по мере положительного восприятия, увеличивать, двигаясь  активнее вперед. На   начальном рубеже,  происходит  как бы проба   в  небольшом парциальном  количестве.

Благодаря такому методу, фактически, создается  беспрерывный  круг  коротких порций  каждого вида движений. При этом  в большей мере проявляется функциональное воздействие  от предлагаемых напряжений.

.

 Часто, в общем, времени тренировки, только малая часть оказывается задействованной упражняемостью.

Попробуйте взять в руки секундомер и проверить,  сколько времени  спортсмен выполнял именно  физическую нагрузку, а,  сколько  времени ушло на  «паузы». Это позволит создать точное представление о плотности, проводимой Вами нагрузки.

 

7. Примеры возможных сочетаний  разных видов упражнений  на практике

6   1.Задание для развития мышц живота

■  Оно состоит из пяти разных порций следующих вместе в выполнении (одна за другой или чередуясь):

 - Лежа на спине поднимать вверх прямые ноги, сразу переключиться на  очень медленное поднимание- опускание, затем садиться  и ложиться. Далее без остановки,  оставляя ноги на грунте, повторно садиться с одновременным поворотом туловища. Затем продолжить задание, приподняв  прямые ноги от грунта и делать ими «ножницы» по вертикали – по горизонтали.

  В этом варианте  сочетания нагрузок затронуты все мышечные участки, а не упражняется только один из них.  Такая мышечная упражняемость, окажет  значительное и  разнообразное функциональное воздействие именно на все системы организма.

2.Задание для развития ног                                 

  Состоит из шести  видов разных порций нагрузки.

 -Стоя с весом в руках:   частый подъем груза прямыми руками перед собой, снизу вверх с одновременным разгибанием согнутых ног. Без остановки, темповые толчки от груди вверх, выполнять их одновременно с подскоками,  затем выполнять толчки веса вперед, и,  наконец, удерживая вес вверху  продолжить задание пружинистыми полу – приседами. Сразу за этим сделать, но уже без отягощения весом,  обычные  приседания в очень медленном темпе и снова  начать подскоки с акцентом на каждый второй счет. Количество серий определяется по состоянию спортсмена. Или они чередуются с другими заданиями.

Дополнительные упражнения  для улучшения  прыгучести

 

1. Оно состоит из пяти видов  порций нагрузок.

Подскоки на месте, продолжить их, но уже доставая руками высоко висящий ориентир.

Последующая нагрузка - перепрыгивание  планки  горизонтально установленной на высоте 30-40 см., продвигаясь вдоль ее и,  сразу сделать с возвышения соскоки 5 раз, с последующим мгновенным  тройным отскоком. Все без паузы, можно завершить необходимым прыжковым упражнением на расстоянии 20-30 метров.

  Спрыгивания

1. Спрыгивания с мгновенным отскоком на двух ногах или на одной ноге, с последующим тройным повторением.

2. Спрыгивание с последующим прыжком вверх при этом несколько раз подряд достать, висящий  ориентир на определенной высоте: головой, рукой, ногой.

3. Спрыгивание с последующим  отталкиванием техникой своего способа прыжка в высоту или прыжок в длину, тройным.

4. Спрыгивание с ящика или скамейки  высотой  30 - 40 см. с последующим прыжком  вперед, что бы  сразу преодолеть  планку или  барьер находящийся поперек движений прыгуна.

5. Спрыгивание, в момент приземления продолжить движения серией подскоков вверх, а затем без остановки продолжить выполнять прыжки вперед через три или пять скакалок, лежащих поперек движения.

  Выпрыгивания

1. Из полу приседа, делать повторные выпрыгивания, акцентируя  каждое третье отталкивание, затем акцент делать через одно.

2. Выпрыгивая  вверх, одновременно подтягивая к груди колени согнутых ног. Сделать их три раза подряд с учетом времени, а затем пять раз.

3. Другой вариант - это же упражнение, но выполнять его на месте. Затем подскоками на одной ноге продвижение вперед. Комбинации могут быть самые разные. Важно наличие сочетания разного.

4. Выпрыгивание на месте за счет работы в голеностопном суставе. Удерживать ноги согнутые в коленях постоянно. Затем делать выпрыгивания, имея прямые ноги, включать в усилия толчка маховую работу рук.

5. Поставить прямую ногу, на уровне пояса. Стоя на другой ноге делать выпрыгивания, помогая движениями рук. Затем, сразу переключиться на работу со скакалкой.

 

  Подскоки 

1. Разнообразные подскоки со скакалкой. На одной, двух ногах. Чередовать частые и спокойные подскоки, затем  переход на бег с продвижением вперед.

2. Ноги врозь, несколько подскоков на прямых ногах вперед и назад по 10 –15 метров. Можно сделать другой вариант: подскоки, продвигаясь боком или спиной вперед. Делать акцентированное отталкивание на каждый третий подскок.

3. Встать ноги врозь над планкой расположенной на высоте  40 см. Подскоки с поворотом на 180 градусов. Сделать подскоками 3 - 7  поворотов без остановки после приземления.

4. Встать внутрь обруча, подскоки в центре и за края обруча.

5. Обручи можно раскладывать: в виде квадрата, в линию друг за другом, менять расстояние между ними, тем самым изменять условия для  разнообразных  отталкиваний.

6. Набивной мяч в прямых руках над головой, прыгать из обруча в обруч на одной ноге, затем продолжать подскоки в одном из них, но на двух ногах.

7. В парах беспрерывно подскакивают, одновременно перебрасывают набивной мяч друг другу, бросок направлять чуть выше головы.

8. В парах перебрасывание мяча, продвигаясь по кругу.

9. Стоя в паре подскоками боком продвигаясь вперед, перебрасывать мяч друг другу.

  1. 10.    Встать 3 - 6 человек в круг. Беспрерывные подскоки на месте или, продвигаясь по кругу с одновременным перебрасыванием  уже двух набивных мячей.
  2. 11.    Беспрерывные подскоки,  в парах, быстро перебрасывать набивной мяч через планку установленную, на высоте 2 метра. С каждой стороны планки располагается по 2 или 3 человека.

 

 Скачки 

1. Скачками на одной ноге10 - 20 метров, продвигаться, вперед  выполняя с учетом времени. Задание повторить несколько раз, постепенно увеличивая, а затем снова уменьшая расстояние.

2. Преодолеть 10 - 20 метров наименьшим или наибольшим количеством скачков. Выполнять на одной или двух ногах.

3. Скачки в «коридоре» из скакалок. Скакать надо с одной стороны на другую, с  быстрым продвижением вперед. Ширину коридора можно постепенно увеличивать. Закончить скачки бегом на 30 метров, высоко поднимая колено с ускорением.

4. Встать на линию разделяющую  дорожки стадиона и через нее вправо и влево выполнять скачки. Можно выполнять «на месте» или продвигаясь вперед на двух или одной ноге, или чередуя. Преодолеть расстояние

15 - 30 метров за наименьшее время.

5. Разбег 10 метров. Преодолеть планку, постепенно поднимая ее, но не выше 60 см. Другой вариант - достать головой ориентир в конце разбега и затем перепрыгнуть через планку.

 

 Перепрыгивания

1. На одной или двух ногах, перепрыгивание низких конусов расставленных по прямой линии. Можно менять позицию и прыгать  боком.

2. Перепрыгивать через несколько очень низких препятствий на одной или двух ногах. Продолжать продвижение обычными скачками на двух ногах до обозначенного финиша.

3. Встать лицом к планке расположенной на высоте коленей, перепрыгивать, толкаясь одной двумя ногами вместе. Вначале  прыжок делать с места, затем с шага, с двух  и, наконец, с трех шагов. Планку можно постепенно поднимать или удалять до возможного предела вперед от места толчка. Лучше приземляться на мат или в песок.

   Отталкивания  способом своего спортивного прыжка 

1. Беспрерывные отталкивания на каждый шаг или через три беговых шага, через пять шагов.

 Они повторяются друг за другом серией, беспрерывно на расстоянии от 40 до 100 метров. В свою очередь их можно выполнять порциями одна за другой.

2. Такие же серийные отталкивания, но выполняются «на время» в пределах конкретного расстояния.

 Повторить упражнение несколько раз для  выяснения лучшего времени прохождения дистанции.

3. Конкретное  прыжковое упражнение в виде отталкивания техникой своего  прыжка.

 Отталкивание выполнять, чередуя через каждые три беговых шага, расстояние примерно 40-100 метров. В зависимости от подготовки спортсмена.

 Особенность выполнения в том, что после трех повторений  отталкивания, делать следующую порцию медленно, следующую уже отталкиваясь очень сильно, а следующую очень легко. Варианты и их сочетания определяет тренер.

4. Серии отталкивания в форме техники своего спортивного прыжка. Чередовать их с небольшими отрезками спокойного бега. Общее расстояние для выполнения может быть в  пределах 80 – 150 метров.

 

 Беговые развивающие и тренирующие задания

1.   Частый бег на месте, высоко поднимая колено, затем бег резко вперед  на 20 метров.

 После этого сразу продолжить: каждое упражнение с ускорением: бег, закидывая пятку, «семенящий» бег, следующее продвижение двойными подскоками. Упражнения  делать по 10 метров, они чередуются со спокойным бегом по 6-10 метров. Общее расстояние для этого задания тренер определяет в зависимости от  реакции  дыхательной системы спортсмена на получаемую нагрузку.

  1.   Некоторые беговые упражнения  можно  повторять отрезками, последовательно, по   всей дистанции 200-400 метров,  что является очень сильной нагрузкой.

Нагрузка увеличиться, если выполнять каждое упражнение через 50 метров, но с одним или несколькими ускорениями в движениях.

3.   Чередование  беговых рывков по 10 метров  на расстоянии, например 80-100 метров.

4.  Можно предложить другой вариант, когда на расстоянии 200 -300 метров  между постепенно растущими или наоборот уменьшаемыми отрезками быстрого бега  иметь промежуток спокойного  выполнения упражнения – «бег, высоко поднимая колено».

5.  Дистанцию в целом можно менять, как и величину отрезков для каждой порций движений   в них.

 Менять можно величину  отрезков спокойного бега, с каждым разом увеличивая их или, наоборот уменьшая.

6.   Дистанция бега, например  400 метров.  Каждые 100 метров менять характер движений:  первые 100 метров бежать, сделав на этом расстоянии три  ускорения по 30 метров, следующие  100 метров бежать уже  50 метров «высоко поднимая колено»,  затем 50 метров бежать, подчеркивая технику бега.

  Очередные 100 метров: сделать  подряд 4 ускорения по 10 метров каждое. Финишную прямую 100 метров  пробежать: первые 50 метров  с максимальным количеством очень частых, небольших шагов и  затем на последних 50 метрах предельно быстрый бег,  обычной техникой бегового шага.

 

Прыжки в высоту

1.  Прыжки с трех шагов, доставая предмет маховой ногой  или головой.

 То же, но спрыгивая с опоры высотой 30-40 см. Затем  сразу же прыжки  через планку любым способом с разбега 5-7 метров, без остановки, с учетом общего времени их выполнения. Повторить  такой соревновательный вариант нагрузки 2-3 серии, каждый раз «на время».

О функциональном состоянии тренированности  спортсмена Вы можете судить по  времени, сравнив  время первой серию и последней, - будет ли она  лучше или намного хуже.

 2.  Другой вид комплексного задания: прыжки, разбегаясь по дуге с 10-15 метров, в каждом прыжке использовать разные  способы преодоления планки.

 Задание выполняется с учетом общего времени выполнения.

1.  Прыжки  с короткого разбега, через низко расположенную планку.

 Перед прыжком выполнить очень быстро темповые толчки веса (5-10 кг.) от груди 7 раз, затем сразу следует прыжок в высоту, затем вернуться бегом  на  исходную позицию, снова выполнить толчки веса и  очередной прыжок. Количество  серий  такого задания определяет тренер, как и количество прыжков в отдельной серии. Вариантом может быть  с каждой серией  увеличение количества прыжков на один.  Выполнение задания прерывается, если планка сбита.

 

   Толкание ядра

1.  Толчки  без остановки 10 ядер, в наименьший промежуток времени, за  конкретно обозначенное расстояние.

 Очередное ядро спортсмену  подбрасывает тренер или партнер. В каждой новой серии заданий, расстояние до  отметки за которую надо сделать толчки может увеличиваться.

2.   Сочетание  нескольких толчков  ядра, последовательно чередуя их  с    бегом «на время» 20 метров. Все задание можно повторить без остановки сразу 3 раза.  

  1.   Последовательные толчки  ядер  разного веса. Начинать с основного веса.

4.  По выше указанным примерам  можно придумать задания для метателей копья. Например, серия бросков разного веса, без остановки.

Методические указания.

Речь идет об интенсивности воздействий:

1. Именно темп и ритм усилий, как  главная  цель  для связи между действиями,  может  координально изменить  тренирующую суть  нагрузок  в  целом, изменить качественную сторону влияний.

2. Когда  говорят об интенсивности, то  ее понимают   в смысле - делать  все   быстрее.

  В предлагаемом  нами методе  тренировки  интенсивность имеет другое  технологическое выражение. Ее специфическое  выражение  внутри  каждого  движения  и в темпе   сочетания всех вместе взятых приемов. Темп чередования сокращает время  тренировки в отличие от обычного  варианта интенсивности.

 Смысл специфики предлагаемой интенсивности заключается в частоте   смены   разных  видов усилий, чередуя  их  внутри    каждой  из выполняемых заданий.

Возрастает на   конкретном отрезке  времени:    частота - интенсивность,   чередование  моментов  смены  при переходе от одного действия  к другому.

   Чередование порций  разных двигательных действий, создает условия  для  совершенствования всех  двигательных возможностей, а не ограничивается узкой целью прироста мышечной  массы.

   Определяющим в движениях воздействием, оказывается степень контрастности энергетических потенциалов  в момент начального соприкосновения. Моменты начала  разных усилий, являются моментами активной структурной перестройки.

   Потому   такой    метод  для  выполнения почти  всех нагрузок    в большей мере      своей технологией  нацелен  для    качественной перестройки  внутри - мышечной координации.  Главное направление  в совершенствовании функциональных   возможностей.  Напоминаем, что  в  этой нагрузке,  специально целевого  внимания  росту  объемов мышечной массы  не уделяется.

    8. Методические   особенности

7

  По сути, тренировка – это экспериментальная  научно практическая лаборатория,  где осуществляется беспрерывно эксперимент.

Мы стараемся искать новое в психологии взаимосвязей, и проверяем лучшие варианты в практике.

Подобное понимание  раньше уводило мысли и практику тренировки в сторону формализма. Естественно, упражнения были нами объединены по своей направленности  влияний в блоки.

 Блок состоял из нескольких упражнений и выполнялся, как общее задание. Затем предлагался  перерыв, после чего  следовал очередной блок или повторение предыдущего в другом качестве.

Стало понятно, - путь тренировочной нагрузки не в большом количестве разных упражнений, а в  специальном, качественном эффекте каждого из них.

Вы спросите, как это сделать?

 Можно вместить в одно упражнение несколько порций разных усилий, которые  заменят  роль  воздействия  нескольких отдельных упражнений.

Такой подход связан с тем, что  теперь круглогодичный календарь в корне изменился за счет огромного количества важнейших соревнований,

   Много приходится думать и пробовать, как меньшим, решать  лучше задачи  подготовки. Но не идти методом максимального  увеличения объемов, не путем однобокого понимания роли  постоянного увеличения количества повторений

В  своей работе, приняли на вооружение  направление мышления: что бы тренировать во времени меньше, а получить больший эффект.  В отличие от линейной теории возрастания, мы реализуем принцип  волнообразности.

   Адаптация предполагает привыкание. С нашей точки зрения адаптация, как цель не  создает условий для  возрастания   специфичного спортивного  мастерства. Фундаментальная адаптация  - это тормоз для беспрерывности процессов развития. Она приучает  к определенным границам, из которых  приходиться, все больше увеличивая нагрузки, пытаться   выбираться на новые ступени.

 Такая  массовая  методика  в современной тренировке физическими упражнениями явно «энерго  затратная». Будучи  внешне  логической, она построена на принципе постепенности возрастания общего напряжения, что не дает живому организму    возможностей  пропорционального восполнения  энергозатрат. Многие на этом механическом подходе «обожглись». Что происходит?

  Чем выше становился уровень готовности или  количество  нагрузок, тем вероятнее  появление хронических травм и периодических заболеваний.  Ситуации со здоровьем спортсмена заставляют тренировку строить не так, как хочет тренер, а  задача, что бы не ухудшить  состояние  мастера.

9. Что необходимо решать в задачах тренинга 

 8

  Изучение существующих  взглядов  десятилетиями совершенствования  путей в науке,  как и в   других областях человеческой деятельности, показывает нам общее для всех направление поиска: как в малом уместить больше  возможностей!  Типично для примера,  совершенствование компьютерного ч и п а.

 Постоянно пользуемся для  повышения  своих профессиональных знаний не  столько спортивной,  сколько научно - популярной и специальной литературой из всех областей, что бы проследить  принципы подхода к решению  конкретных  задач.

 Стало понятно, что в основе любого совершенствования лежит, принцип минютиризации в широком  понимании этого значения.

Надо уйти с позиций  объемов «дрессировки» бесчисленными  упражнениями,  их однообразным  методом повторения, это устарело и исчерпало себя морально.

 Придется очищать  тренировочное «поле» не только от  многочисленных  посторонних упражнений, но и от возможных последствий  нагрузок имеющих экологически отрицательный  эффектов   для  организма спортсмена.

 Ответ  организма спортсмена в таком случае,  оценивается с позиций влияния параметров контрастных напряжений.

 Такие параметры в предлагаемых заданиях, как время, плотность и  качество имеют  в упражняемости свои рамки. Аналогично, когда  каждый отсек на подводной лодке решает свои задачи для общего ее благополучия.

 Тренируя  во времени необходимо создание  собственной системы влияний, которые давали более прямой эффект. Могли  для понимания получаемой эффективности подвергаться срочному  контролю – по принципу  обратной связи.

  10. Общие  соображения 

9 1.   Очередная тренировка каждый раз  выполняется  фактически уже в новом  времени, а мы происходящее в ней сегодня, часто  ориентируем по  предыдущим величинам, которые  имеют  уже  утраченное временное значение. Не всякая величина может во времени иметь постоянное значение.

2.   Основные  природные принципы,  всегда  постоянны относительно любых преобразований.

   Уметь тренировать - значит уметь сохранять принципы  доступности, эмоциональности во множестве меняющихся, различных ситуациях.

  Что бы тренировать  на серьезном, прогрессирующем уровне, надо иметь храбрость мышления, философский  подход и творческие взгляды.

  Фантастические изменения возможностей тренинга продемонстрировали ряд спортсменов на Олимпиаде в Лондоне.  Очевидно, пловцы показали, как надо  тренировать другими приемами, как разумно для высоких спортивных результатов  менять от Олимпиады к Олимпиаде технику движений у пловцов. 

  1.   Необходимо расширять  заложенные  Природой  энергетические возможности в человеке, а не безоглядно тратить их механически, цифровыми нагрузками.

 Трудно тренеру перейти в новую эпоху особенностей разновидности нагрузок, где создается  другой уровень и характер напряжений  в многочисленных видах характера энергетических проявлений.

   Тренировка, обеспечивает процесс обмена возможностей, путем перехода одного вида энергий в другой.  Для нас это понимание обмена физическими, духовными и другими волевыми напряжениями. Методика, которая предусматривает  их многочисленное  пересечение, служит увеличению  энергетических  возможностей.

4.  Самое сильное, может стать самым слабым, если его неправильно применять.

 Для  полноценной  подготовки спортсмена  необходим  правильный выбор  реальных,  на данный момент времени, усложнений в нагрузках и технике.

. Определяющими    для изменения хода физиологических и функциональных процессов в тренировке станут:

  Если тренеру глубоко продумывать режимы  и  содержание предлагаемых спортсмену  упражнений, то это позволит, одновременно:  тренируя обучать, обучая тренировать и так же еще развивать, необходимые качества.

  В методике тренировки подобное   становиться возможным,  если разные упражнения объединяются в блоки, а блок выглядит, как одно общее задания для беспрерывного выполнения своего содержания.

  Предлагаемый нами альтернативный путь не открывает новых секретов, но, будучи практически реализован, позволяет в полной мере использовать ряд идей.  Произойдет  в целом увеличение  плотности тренировки, а, следовательно, увеличивается  плотность получаемых  ответных реакций, меняется  их качественность.  Для этого необходимо убрать из занятия все неоправданные простои.

  1. 11.    Какие пути поиска тренерского мышления

10 1.  Основная  мысль в том,  что сегодня  в  массовых приемах современной  спортивной тренировки,  чаще  заложена энергия  разрушения.

 Она обычно возникают в условиях почти однообразных видов волновых  колебаний  напряжений.

2.   Нагрузка  подразумевает     единство  и   совокупность в  комплексе    возникающих  реакций    самого  разнообразного характера.

  Такие нагрузки   позволят   менять  общее состояние   организма.  В этом случае, направленность тренинга  состоит в   очень быстрой   взаимной смене процессов  возбуждения и торможения. Осуществляемый эффект   резкой перемены параметров,  изменения их характера  создаст оптимальное   проявление  ответных реакций.

3.  В понятие комплексной нагрузки  входит работа с большим  количеством  упражнений для мышц антагонистов и синергистов.

 Наряду  с напряжениями необходимо использовать ответное  упражнение:  на растягивание, на восстановление,  для повышения  эластичных  свойств  мышц.

4.  Методом  однообразной «накачки»  в характере нагрузок, хотят достигнуть  увеличения силы.

 За счет роста  мышечных объемов она  соответственно прибавлялась, но принципиальных  изменений для  увеличения двигательного эффекта в беге и прыжках не происходило. Нельзя тренировку понимать, только как  количество нагрузок для мышц, это только одна сторона.

  Энергетическая насыщенность такого метода тренировки  бывает,  не велика.  Мышца работает вне зависимости от объема и поперечника  примерно в пределах 40 %  своих возможностей.

5.   Следовательно, увеличивая объем, мы оставались  на том же уровне 40%.

 Можно больше выиграть, если вместо этого суметь  другой технологией совершенствовать энергетические  возможности,  которые в Природе человека не ограничены. Функционально направленная тренировка улучшает   способность лучше  воспринимать сигналы и  быстрее их перерабатывать.

   Чувства, мысли, желания - все это первоисточники  для увеличения уровня вкладываемой энергии в движения. Энергетические вложения разного характера, включая психологические, духовные  -  все это связанное с известными и неизвестными энергиями  может служить в определенных условиях, усилению сигналов  в  клетках.

 Даже словами можно убедить человека, что он ослаб и в таком случае он не сможет удержать в руках вес, с которым только, что легко справлялся.  Эффект плацебо.

 

  12.Что важно для улучшения реализации  тренерских идей

 Успешнее  тренирует и выигрывает  тот, кто сможет добиться в короткие сроки необходимого  эффекта при выполнении каждого упражнения.  Можно много знать, но мало суметь достигнуть в тренировке

. В улучшении работы тренера  желательно ликвидировать возможные потери. Это  огромный резерв. Часто бывает, что от 100%  задуманного тренером, уже на выходе выполнения, спортсменом, остается примерно  25%  от начальной суммы. Подобное происходит из-за потерь  качества всех сторон  тренировочной работы.

 

       Попробуем разобраться, что мешает   качественному усвоению нагрузки

 

  Не всякая информация,  исходящая от тренера одинаково всем доступна на уровне  восприятия конкретного спортсмена. Это так же влияет на психологическое благополучие в их контактах.

  При отсутствии должного уровня контактов от самого хорошего  остается, малое на выходе. Самый лучший тренер, если он не перестроиться до уровня     знаний спортсмена  ничем не сможет ему помочь, а только запутает в обилии мыслей.

  Не всякая информация,  исходящая от тренера одинаково всем доступна на уровне  восприятия конкретного спортсмена. Многое зависит от того, как быстро тренер сможет передать информацию спортсмену, насколько точно и понятно. Качество выполнения задания - определяется  затратами времени на точность передачи, и готовность восприятия предлагаемого спортсменом  с  последующими меньшими потерями в  двигательной переработке.

 Уровень ценности имеющейся у тренера информации на данный момент, умение ее передать,    не искажая многословием,  определит    ступень тренерского мастерства.

  Самый лучший тренер, если он не перестроиться до уровня понимания у спортсмена  ничем не сможет ему помочь.

  Предпочтение надо отдавать тем мыслям, которые позволяют характеризовать задание проще, образнее.

  Новое упражнение работает на улучшение не сразу! Необходимо  тренеру и спортсмену время,  что бы овладеть упражнением, особенно  характером выполнения предлагаемой  в нем нагрузки.

 

 Для освоения новых идей  в практике  уходит время на создание методики, на проверку целесообразных приемов, на их реализацию.

 

 Путь  для роста необходимой упругости, реактивности  проходит через  систему  естественной  упражняемости.

 Нужна  при этом большая вариативность, разнообразие усилий, сочетание  напряжений, скоростей.

 А разве у нас  накопилось для этого много вариантов выполнения бега, прыжков и метаний в конкретном виде?!

  Большинству спортсменов  известно,  небольшое количество подготовительных упражнений  с узко направленным воздействием на отдельные мышечные группы, но они  не дают необходимой функциональной перестройки  основному виду.

 Как? Выполнять прыжки с разных по величине разбегов, направлению относительно планки, на разной высоте, разными способами, в разных сочетаниях с другими  движениями. Такое вариативное многообразие, возможно при достаточном творчестве в любом виде легкой  атлетики.

 Это  бег с дополнением на предложенной тренером  дистанции  вариаций беговых, прыжковых и силовых заданий.

При желании думать и искать, можно создать для  выполнения  основного вида целую Школу  разнообразно влияющих целевых  упражнений.

 Нагрузки, которые не позволяют в своей технологии создать  единства   проявления  сразу всех функций организма, не могут  претендовать на современное понимание  задач подготовки.

 Организм должен быть подготовлен во всех направлениях своих возможностей. Но это не путь  развития «отстающих» качеств или «слабой» группы мышц. В этом  смысле надо задуматься, как  улучшать основы организации, содержание и структуру  в каждой очередной тренировке.

13. ОСОБЕННОСТИ   ВОСПРИЯТИЯ ХАРАКТЕРА НАГРУЗОК

11

1.  Предлагаемый альтернативный метод не открывает новых секретов, но, будучи практически реализован, позволяет в полной мере использовать ряд идей. Происходит  в целом  возрастание плотности тренировки,  следовательно, увеличивается  плотность получаемых  ответных реакций. И в силу  этого меняется  их качественное выражение.

2.  Очевидно, своеобразными приемами нервные и мышечные клетки  могут быть  улучшены,  в  возможностях чувствовать и воспринимать физические усилия. Речь  о том, что их,  возможно, этому «учить».

3.  Задача нагрузок  в том, что бы научить  спортсмена различать  и воспринимать свои  усилия с большой точностью.

 Научить  спортсмена различать уровни усилий удается, если спортсмену  создать,  возможность варьировать их в большем количестве уровней.  Возможность, уменьшая или повышая напряжения, их постепенно или резко  меняя, и создает умение их регулировать.

4.  В  представлении  тренера и спортсмена о  физических усилиях  многое замыкаются в секундах и килограммах.

   Но  понятно, что у каждого свои индивидуальные  ощущения для освоения разных градаций. Методический прием в том, что бы в одно упражнение суметь  ввести несколько отличающихся разных усилий. Тем самым удается повысить воспринимающие  возможности, тогда  удается дифференцировать отдельные  уровни.

 

14. Состояние усталость требует особого внимания.

12 1. Усталость  очень многообразна  в  своих проявлениях и  одинаково  опасна в каждом.

 Яды усталости    распространяются при значительном утомлении организма.

 Они  опасны  постоянным накоплением на  малых отрезках работы.  Усталость может быть изначально   ощущаема не только мышцами. Симптомы,  говорящие об эмоциональной  усталости  проявляются  в быстро наступающей   обильной  потливость, расширения  зрачков, усиленном выделение адреналина, не обоснованных  высоких уровнях  сердцебиения  или  затяжной аритмии  дыхания.

  Ученые характеризуют  признаки усталости, как  вредоносные. А тренерам она известна, когда   снижает  работоспособность, уменьшает   координацию, сбивает ход процессов происходящих  в организме

1.  Мы знаем, что разные ткани и органы тела при одной и  той же нагрузке требуют своего времени  для   восстановления.

  Оно достигает подчас периода  разницы более  суток.

 Когда мы считаем восстановившейся  мышечную  систему, то  может оказаться не готовой к полноценной работе печень. Она может не воспринять новые нагрузки.  Поэтому однозначно понимать возможность начала работы по состоянию мышечной системы  будет не верно.

2.  С другой стороны  известно, что от  жестких, постоянных нагрузок  может возникнуть психологическая усталость.

 Ее часто ошибочно узко воспринимают,  как    ослабление состояния мышц. Утомление в нагрузке всегда  может быть, но хроническая  усталость,  всеми врачами признанное заболевание! А это результат длительного пребывания в состоянии усталости.

 При беспредельно возрастающей нагрузке,  возникает снижения защитных феноменов. В то же время   растущая по уровню   адаптация,  вызовет снижение  ответных реакций от  продолжающейся нагрузки. Все в таких условиях напряжений  объединиться в единый процесс заторможенности реакций.  Растущую  усталость  можно обнаружить  по внешним признакам:  они вызывают ухудшение  слуха, зрения, восприимчивость к свету, восприимчивость к  звуку.

 Возникает постоянный спад  настроения  и нежелание работать.

На уровне мастеров, когда вступают регулярные

 повышенные  нагрузочные  влияния,  теряется способность степенью напряжений регулировать  ожидаемые ответные  реакции. В этой ситуации  перенапряжения, нагрузки   просто приучают  организм выносливо терпеть  усталость.

          6.    А что происходит на подсознательном уровне  с психикой?

 Фактически  выживают  только отдельные  особи – люди «чемпионы»,  способные в силу природных генетических особенностей психологически сохраняться в такой  среде.

Но это не путь развития Легкоатлетического спорта

 

 С наилучшими пожеланиями в Вашей  трудной и всегда интересной      тренерской             работе!

 

                              *     *      *

                          13